• ru
  • ru
  • МЕНЮ:

    Руслан Заторский: «Мы показываем заказчику открытую цену, что позволяет ему принять правильное решение»

    16.06.2016

    Обновление мощностей на небольшом заводе металлоконструкций группы компаний «ЮТЭМ» позволило предприятию зайти в новые сегменты на украинском рынке и выйти на рынки Европы.

    Обновление мощностей на небольшом заводе металлоконструкций группы компаний «ЮТЭМ» позволило предприятию зайти в новые сегменты на украинском рынке и выйти на рынки Европы. При этом, как рассказал Руслан Заторский, директор «ЮТЭМ-ЗМК», завод планирует продолжать обновление оборудования, освоив новые технологии сварки, а также намерен полностью перейти на BIM-технологии и осуществить автоматизацию производства.
    Расскажите о реструктуризации бизнеса группы компаний «ЮТЭМ».

    В 2012 г. компания инвестировала 50 млн грн. в переоснащение оборудования завода по изготовлению металлоконструкций в г. Буча Киевской обл. Некоторое оборудование подлежало капитальному ремонту, но большая часть – полной замене. В результате переоснащения и обновления мощностей выпуск металлоконструкций стал основный видом деятельности компании и завод был выведен в отдельное юридическое лицо.

    В составе «ЮТЭМ-ЗМК» находится также завод, специализирующийся на производстве нестандартного оборудования, емкостей, оборудования для энергетики в г. Украинка Киевской обл.

    Почему было принято решение развивать направление металлоконструкций, если, вот уже несколько лет, это остается низкомаржинальным сегментом?


    Завод не является отдельным игроком, а входит в структуру группы компаний «ЮТЭМ», где развиты все направления цепочки строительного бизнеса. Это инжиниринг, проектирование, монтаж и изготовление металлоконструкций. Исключая один из этих сегментов, мы даем «просадку» всему бизнесу группы. Поэтому, развитие производства металлоконструкций – первый и логичный шаг в развитии группы «ЮТЭМ».


    Завод ЮТЭМ-ЗМК

    Отбились ли инвестиции в производство металлоконструкций, вложенные в 2012 г.?

    Пока нет. Трудно прогнозировать, когда отобьются. Думаю, при нынешней загрузке мощностей и продажах на это уйдет еще, как минимум, десять лет. К примеру, в 2015 г. объемы наших продаж снизились на 50% по сравнению с 2014 г.

    Но, учитывая результаты прохождения сертификации производства по евростандартам, мы ожидаем активизации заказов в ближайшее время.

    Сегодня мы ведем переговоры с заказчиками из Франции, Польши, Бельгии и Германии. Пока подписаны первые контракты о взаимном сотрудничестве.

    Каковы перспективы осуществить поставки продукции на эти рынки в 2016 г.?

    В апреле нынешнего года завод получил сертификаты на соответствие производства нормам ЕС (EN 1090 и ISO 3834) и до конца 2016 г. мы планируем поставить около 4 тыс. т металлоконструкций на европейский рынок.

    Какое конкурентное преимущество украинской компании по сравнению с европейскими на рынке ЕС?

    Главную роль играет цена. К тому же на европейский рынок мы заходим не как самостоятельный игрок, а совместно с европейскими партнерами, имеющими опыт в инжиниринге.

    Следует отметить, что недоверие к украинскому бизнесу очень большое. Вопрос даже не в качестве продукции и сроках поставок. Проблема в том, что Украина воспринимается как коррумпированная страна с постсоветским менталитетом, в которой, к тому же, происходят военные действия.

    Какая сегодня загрузка производственных мощностей завода?

    Нынешние объемы производства составляют 150-200 т металлоконструкций в месяц, что примерно соответствует 30-40% загрузки наших мощностей. Прежде всего, это обусловлено низким потребительским спросом, что, естественно, привело к ужесточению конкуренции на рынке. И это проявляется жестким демпингом на тендерах. В результате, некоторые заводы вынуждены приостановить свою деятельность. К примеру, из-за отсутствия заказов остановил производство завод металлоконструкций в г. Бровары, который по техническому оснащению не уступает нашему.


    Объект из портфолио ЮТЭМ-ЗМК. Поставка и монтаж 500 т металлоконструкций для газо-поршневой когенерационной установки завода Кока-Кола Бевериджз Украина Лимитед

    Но, Вы же находите заказы?

    Да, мы находим. Но мы существенно оптимизировали производственные процессы и количество персонала, исходя из текущей загрузки мощностей, что позволяет заводу эффективно работать даже в нынешней ситуации. Спрос на металлоконструкции имеет сезонный характер, темпы строительства в летние месяцы значительно выше по сравнению с зимним периодом. Соответственно, в зимнее время, загрузка наших мощностей ниже.

    Ощущается ли активизация спроса нынешней весной?

    Некоторая активизация на рынке присутствует, но она нивелируется тем, что промышленный регион Донбасса «выпал» из рынка. Если раньше львиная доля заказов шла из донецкого региона, то сегодня около 50% наших продаж занимает центральная часть Украины.

    По Вашим заказам, какие сектора экономики сегодня демонстрируют активность?

    В сегменте оборудования для энергетики – это аграрный сектор, а в сегменте металлоконструкций – это торгово-развлекательные центры. Стоит отметить, что еще пару лет назад мы вообще не работали в сегменте ТРЦ. Можно даже сказать – вошли в него с опозданием, когда бум на строительство торговых площадей был уже на пике или даже начал снижаться. Тем не менее, мы участвуем в строительстве ТРЦ «Лавина» в Киеве, который будет сдан в эксплуатацию в ближайшие месяцы.


    Строительство ТРЦ ЛАВИНА

    На каком расстоянии от строительного объекта уже не выгодно поставлять металлоконструкции?

    Точной цифры не существует. Мы или договорились с заказчиком или нет. Если заказчика устраивает качество и сроки изготовления металлоконструкций, которые мы предлагаем, то он может заключить контракт, даже учитывая, что наша цена за счет логистики выше по сравнению с ценой других игроков.
    К тому же, мы показываем заказчику открытую цену, где видны затраты на металлопрокат, стоимость проектирования и самих работ по изготовлению металлоконструкций, цена доставки и монтажа объекта. Подобная ценовая открытость позволяет заказчику принять позитивное для нас решение.

    То есть, логистическая составляющая не является сдерживающим фактором в производстве нестандартных и негабаритных металлоконструкций в границах Украины.

    Проектирование – отдельное направление бизнеса или отдаете услугу на аутсорсинг?

    Если есть какая-то специфика по технологии, тогда привлекаем третьи компании на условиях аутсорсинга. Но в большинстве случаев проектные работы исполняем самостоятельно силами проектного департамента группы «ЮТЭМ», который по сути работает как небольшой проектный институт.

    По Вашему мнению, нужно ли ограничить срок действия отечественных стандартов на проектирование строительных конструкций для стимулирования внедрения Еврокодов в Украине?

    Это было бы правильным решением. Если Украина определила путь развития в сторону ЕС, то надо принимать те правила, которые действуют в этом регионе и на этом рынке.

    Фарватером изменений в Украине всегда был бизнес. Проектирование и производство металлоконструкций будет производиться по тем стандартам, которые диктует рынок. Компании, стремящиеся к развитию и расширению рынков сбыта, будут работать по евростандартам и Еврокодам.

    К тому же, Еврокоды не являются более жесткими требованиями, скорее, они лучше систематизированы и позволяют отследить качество проектирования на всех этапах работы.

    В планах предприятия переход на использование Building Information Model (BIM). Что освоение этой технологии даст Вашему заводу и заказчику?

    BIM
    позволяет видеть объект в 3D-модели. Важно также то, что эта технология приближает к нулю проявление человеческого фактора при проектировании, то есть, снижает риски получения ошибки.

    Каковы сроки освоения этой технологии и насколько дорого может обойтись производителю металлоконструкций полный переход на BIM? Оправдано ли это?

    Это один из проектов развития компании в сегменте проектирования. В планах компании до конца 2016 г. перевести все наши проектные работы на BIM-проектирование. Что же касается инвестиций, то это обойдется примерно в 1 млн грн. Да, для компании это высокая цена, но эти вложения имеют свои экономические преимущества. Например, заказчик хочет за 30 дней изготовить объект, что вполне реально, но нам нужно еще 10 дней для разработки чертежей КМД, а технология BIM позволяет получать деталировку автоматически, экономя время и средства.

    Какие основные цели Вашей компании на ближайшие два-три года?

    В этом году мы хотим получить прибыль, поскольку в 2015 г. завод сработал в убыток, хотя до этого был прибыльным. Для этого, во-первых, мы планируем выйти на европейский рынок и закрепиться на нем. Во-вторых, провести обновление оборудования, чтобы через два года наше предприятие было одним из наиболее современных в Украине с точки зрения технического оснащения. Это позволит интенсивнее привлекать европейского заказчика. Сегодня мы изучаем рынок оборудования и хотим заменить сварочные технологии.


    Производственный цех Завод ЮТЭМ-ЗМК

    В-третьих, планируем усовершенствовать автоматизацию производственных процессов, что позволит повысить эффективность самого производства и улучшить контроль за качеством продукции за счет автоматизации. Сегодня мы осуществляем выбор программного продукта, на базе которого возможно автоматизировать управления производственным процессом.

    Это достаточно простое решение, но дискуссия в компании длится уже более полугода. Мы даже инициируем обсуждение этого вопроса на базе УЦСС с другими участниками рынка, поскольку многие производители сталкиваются с аналогичной проблемой.

    В чем суть проблемы?


    Суть в том, что решения, предлагаемые мировыми компаниями, не соотносятся с той ценой, которую готовы платить украинские заводы. В отличие от европейцев, наша рентабельность не позволяет нам финансировать установку современных программных комплексов.

    А украинского продукта нет?

    Готовых программных решений для производства металлоконструкций в Украине нет.

    Это хороший заказ для украинских разработчиков ПО?

    Да, но они сегодня работают на американские и европейские рынки. Хотя, подобные решения имеются на российском рынке и стоят они около $100 тыс.

    Наталья Шевченко

    ПОДПИШИСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСКАТЬ ВАЖНЫЕ НОВОСТИ