• ru
  • ru
  • МЕНЮ:

    Артем Билык: «Украина не делает ключевых позиций для возведения каркасов»

    07.07.2021

    Доцент кафедры металлоконструкций КНУСА – о том, какой отечественной металлопродукции не хватает на внутреннем рынке

    В среднем 80-85% украинской металлопродукции идет на экспорт, тогда как доля импорта на внутреннем рынке в последние годы колебалась в пределах 22-30%. Если деловая активность в экономике растет, увеличивается и удельный вес импорта, и наоборот. По отдельным позициям импорта отечественные аналоги отсутствуют.

    Когда до трети собственного рынка составляет импорт, отечественным производителям стоит задуматься об импортозамещении. Украинские металлурги могут производить ту продукцию, которая сейчас импортируется, но не всегда для импортозамещения есть достаточные предпосылки. Объем определенного сегмента металлорынка должен быть достаточным, чтобы покрыть инвестиции в производство новой продукции.

    О том, каких видов стали и металлопродукции и почему не хватает на внутреннем рынке, как проходит процесс импортозамещения и о его тонкостях в интервью GMK Center рассказал Артем Билык, к.т.н., доцент кафедры металлоконструкций Киевского национального университета строительства и архитектуры (КНУСА), научный консультант ассоциации «Украинский центр стального строительства» (УЦСС), руководитель профильного подкомитета ТК301 Министерства развития общин и территорий Украины.


    Насколько украинская металлопродукция соответствует европейским стандартам и евросортаменту?

    – Украинские металлурги пока освоили выпуск металлопродукции, соответствующей требованиям целого ряда европейских стандартов. При этом такая металлопродукция не только экспортируется, но и выпускается для внутреннего рынка, как правило, с двойной сертификацией. Это позволяет использовать сталь для производства конструкций и изделий для поставок на экспорт.

    Постоянно на складах отечественных металлотрейдеров присутствует горячекатаный лист, уголок, гнутосварные замкнутые профили и круглая труба с европейскими сертификатами. Подробнее актуальные позиции металлопроката, доступные на складах, можно посмотреть на сайте УЦСС, база регулярно обновляется.

    Также украинские металлурги сейчас выпускают оцинкованный и окрашенный лист в рулонах, который соответствует требованиям европейских стандартов, и успешно поставляют его на экспорт.


    Какую востребованную на рынке металлопродукцию украинские металлурги вообще не производят или выпускают в ограниченном количестве?

    – Прежде всего речь идет о рулонном прокате с полимерным антикоррозийным покрытием. Около 90% такой продукции обычно импортируется из КНР, ЕС, Турции и других рынков. К сожалению, Украина, обладая огромным производственным потенциалом, не производит ключевые позиции для возведения каркасов.

    Также это касается сортамента фасонного проката: в Украине до сих пор не производят двутавры с параллельными и широкими гранями полок, квадратные и прямоугольные гнутосварные замкнутые профили среднего и большого размера, швеллеры с маркой стали S355 и выше и тому подобное.

    Внедрение производства евросортамента может повысить эффективность проектных решений, сократить сроки производства металлоконструкций, значительно увеличить экспортный потенциал. Кроме того, Украина не производит оцинкованный рулон толщиной свыше 2 мм и с цинковым покрытием более 275 г/кв. м, который актуален в ряде современных решений, в частности в строительстве зернохранилищ.

    Производство некоторых позиций обычного сортамента, которые исчезли из предложения в связи с тем, что их изготовляли заводы на временно оккупированной территории, может быть восстановлено на других предприятиях.


    Правда ли, что сегмент нержавеющих марок и спецсталей (например, броневых) у нас очень слабо закрыт собственными производством?

    – Да, в Украине почти не производится высококачественная тонколистовая нержавеющая сталь, которая широко используется во многих изделиях как строительной, так и других отраслей экономики.

    Внушительный перечень современной металлургической продукции уже производится, но почти не поставляется на внутренний рынок. Например, стали повышенной прочности, высокопрочные, атмосферостойкие стали. Лист повышенной прочности в марках S420, S460 и выше должен быть не рекомендованной позицией, а доступен на металлобазах в ходовой толщине 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24, 30 мм, чтобы его можно было применять в проектах на большинстве объектов.

    В Украине есть значительная ниша для применения фасонных профилей из стали повышенной прочности, особенно евросортамента.

    Кроме того, спрос на специальные стали – износостойкие, термостойкие, броневые. Собственный прокат броневых сталей в малых и средних толщинах может быть не только стратегическим шагом государства в условиях войны для оснащения собственных систем защиты и спецтехники, которые производятся в Украине. Это может также открыть новые рынки, традиционно занятые преимущественно продукцией стран Северной Европы.

    В сумме осуществление указанных шагов позволит повысить долю качественных металлоконструкций на отечественном рынке, снизить металлоемкость и повысить доверие к стали как универсальному решению для любых задач строительства и не только.


    Происходит ли в Украине процесс импортозамещения дефицитных марок сталей и видов металлопродукции? Можете ли вы привести конкретные факты импортозамещения?

    – Процессы уменьшения объемов импорта стали имеют место, хотя и связаны со многими факторами. Уже существенно возросло производство оцинкованного проката. И если замещение российского и китайского импорта объясняется недавним введением антидемпинговых таможенных мер, то снижение импорта металла из Турции и ЕС – это результат работы украинских металлургов.


    Украина не производит сталь для автомобилестроения. Я слышал тезис, что, мол, если бы у нас появились крупные автопредприятия, то есть спрос, то появилось бы и предложение. По вашему мнению, насколько оправдан такой тезис?

    – Такой тезис имеет смысл. В условиях стабильного спроса гораздо проще принимать решения об инвестировании в производство новой продукции. Производство продукции с высокой добавленной стоимостью должно быть стратегическим направлением для Украины, которая, кроме выгодного геополитического расположения, до сих пор имеет значительный интеллектуальный и производственный потенциал.


    Если принимается решение об импортозамещении того или иного вида металлопродукции, о каких сроках реализации может идти речь?

    – Как правило, сроки реализации крупных проектов составляют три и более лет. Так, первый этап проекта создания цеха по производству холоднокатаного проката, оцинкованного и окрашенного рулона на ММК им. Ильича в Мариуполе предполагается завершить до 2025 года.


    По вашему мнению, какие основные вызовы стоят сейчас перед отечественной металлургической отраслью?

    – Внедрение новейших технологий, расширение линейки продукции и развитие внутренних рынков – не единственные вопросы в развитии отечественного стального производства. Сейчас металлургическая отрасль стоит перед серьезным вызовом – необходимостью экологизации производства.

    Факторы загрязнения планеты и глобального потепления заставляют ведущие страны принимать меры по контролю и уменьшению выбросов в сфере производства строительных материалов, в том числе стали. Так, Евросоюз установил для себя в качестве политической цели полную декарбонизацию к 2050 году, сделав ставку на построение новой экономики и провозгласив «зеленый новый курс» – Green New Deal. Этот план предусматривает не только изменения в ЕС, но и создание вокруг Евросоюза более чистого пространства стран-соседей путем налогообложения «содержания СО2» импортируемой в ЕС продукции и сервисов.

    Налог на выбросы углекислого газа (Carbon Вorder Аdjustment, СВА) будут взимать при ввозе товаров в ЕС, исходя из объемов выбросов СО2 в процессе их производства. После введения СВА платежи украинских компаний при экспорте в ЕС могут вырасти на €566,3 млн в год, почти 94% от этой суммы придется платить горно-металлургическим и энергетическим компаниям.

    Еврокомиссия также решила поддерживать прорывные технологии экологически чистой стали, ведущие к процессу производства стали с нулевыми выбросами углерода. Некоторые страны уже отреагировали на такие шаги. В частности, китайское правительство усилило задачи по замещению мощностей на период планирования 2021-2025 гг., поскольку проводит политику ликвидации устаревшего оборудования для производства стали и постепенного достижения углеродной нейтральности к 2060 году. Страна намерена заменить за этот период более чем 230 млн т устаревших мощностей новыми печами. Металлургическая компания ArcelorMittal также разработала технологическую стратегию с низким уровнем выбросов, которая нацелена на использование альтернативных сырьевых ресурсов и преобразование выбросов CO2, а также на прямое сокращение выбросов (Carbon Direct Avoidance).

    Следует отметить, что именно строительная отрасль занимает пока одно из первых мест по выбросам парниковых газов. А потенциал переработки или повторного использования стальных элементов в строительстве достигает 98%, что больше, чем для любого другого материала. В Украине сейчас в среднем доля металлолома в производстве стали составляет 20-25%, что очень мало по сравнению с ЕС, где в производстве стали используют около 50% металлолома, а некоторые марки сталей уже содержат до 98% вторичного сырья. Следовательно, увеличение использования вторичного сырья в производстве стали и выбор продуктов с меньшим содержанием первичного железорудного сырья позволит значительно снизить выбросы в процессе производства украинской продукции.

    Улучшение физико-механических характеристик стали с применением новейших технологий, в частности термомеханически упрочненного проката, способно значительно уменьшить выбросы за счет уменьшения металлоемкости каркасов. Параллельно проводятся новейшие разработки в металлургии, направленные на увеличение доли энергии, произведенной из возобновляемых источников для производства стали. Сталь – экологический местный материал, который может стать основой достижения целей устойчивого развития как в строительной отрасли, так и в экономике страны в целом.

    ПОДПИШИСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСКАТЬ ВАЖНЫЕ НОВОСТИ