Паркинги как насущная необходимость Киева
15.09.2014
На сегодняшний день практически каждый третий киевлянин является обладателем автомобиля. Проблема, с которой сталкиваются автомобилисты ежедневно – дефицит организованных мест стоянки. Статистика нынешних дней - обеспеченность Киева паркоместами в два раза ниже требуемой.
На сегодняшний день практически каждый третий киевлянин является обладателем автомобиля. Проблема, с которой сталкиваются автомобилисты ежедневно – дефицит организованных мест стоянки. Статистика нынешних дней - обеспеченность Киева паркоместами в два раза ниже требуемой.
Паркинги в системе городской инфраструктуры
Отсутствие достаточного количества паркингов – проблема, которая преследует Киев уже не один год. Особенно сложная ситуация наблюдается в центральной части города: автомобилисты вынуждены парковаться либо вдоль тротуаров, тем самым создавая массу неудобств для пешеходов, либо вдоль дороги, что осложняет движение, особенно на узких участках дорог.По данным коммунального предприятия «Киевтранспарксервис», в крупных городах Европы количество парковочных мест в среднем составляет около 16-17% от количества жителей города. Исходя из европейского опыта, потребность Киева в парковочных местах составляет не менее 500 000 машиномест, в то время как обеспеченность города машиноместами является в два раза ниже этого показателя.
Решение проблемы нехватки площадок для размещения автотранспорта в городе путем строительства разных типов паркингов предусмотрено Генеральным планом развития Киева до 2025 года и Программой развития единого парковочного пространства в Киеве до 2015 года. В частности, в Генплане Киева одним из основных направлений развития транспортного комплекса города значится строительство подземных и наземных многоуровневых паркингов в жилых массивах и возле транспортных пересадочных узлов. Решать вопрос паркингов муниципалитет намерен не только посредством строительства новых парковок, но и путем уменьшения количества автомобилей в городе. Так, Генпланом предусматривается создание шести транспортно-пересадочных узлов с паркингами по принципу международной системы park and ride. Два из них планируется разместить на Левом берегу Киева и четыре – на Правом. Пять узлов будут размещены за чертой города и один – в районе Теремков.
Программа развития единого парковочного пространства в Киеве до 2015 года, которая была утверждена 22 мая 2013 года Киевским городским советом, предусматривает строительство многоуровневых и перехватывающих паркингов, организацию парковочных мест на придомовых территориях, упорядочение работы автостоянок и гаражных кооперативов. Инициатор, заказчик и разработчик данной программы – коммунальное предприятие « Киевтранспарксервис». Реализация Программы нацелена на увеличение пропускной способности существующей дорожно-транспортной сети города и развитие сферы парковки. Ожидаемые результаты реализации Программы – увеличение обеспеченности населения местами для парковки на более чем 22 100 машиномест на паркингах (3550 машиномест), парковочных площадках на проезжей (4000) и тротуарной (300) частях, перехватывающих парковочных площадках (1505), др. Общий объем инвестиций в реализацию данной Программы оценивается в 690,6 миллиона гривен. Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет инвесторов, заинтересованных в реализации соответствующих проектов, а также за счет средств КП « Киевтранспарксервис», которые будут направлены, в первую очередь, на мероприятия по отводу земельных участков под размещение паркингов и парковочных площадок, установку паркоматов, обустройство перехватывающих площадок.
В конце 2013 года и в начале 2014-го Киевгосадминистрация объявила о проведении нескольких инвестиционных конкурсов по привлечению инвесторов для строительства в городе многоуровневых паркингов (с дополнительной инфраструктурой – транспортной, торговой, социальной, др.) и автостоянок. В частности, строительство данных объектов планируется по следующим адресам: проспект Оболонский, 6; проспект Оболонский, 21; проспект Академика Глушкова, 1; пересечение улиц Оноре де Бальзака и Константина Данькевича, др.
Паркинги в коммерческих объектах
Многоуровневый Паркинг ТРЦ Больщевик | На сегодняшний день решение вопроса создания парковочного пространства входит в сферу ответственности не только городских властей, но и девелоперских компаний. Эксперты обращают внимание девелоперов на необходимость обеспечения паркингами объектов коммерческой недвижимости, генерирующих дополнительный автотранспортный поток (ТЦ/ТРЦ, БЦ). Также важной является обеспеченность паркоместами новых объектов жилой недвижимости. Наличие вместительного паркинга с удобным заездом/выездом и внутренней навигацией в непосредственной близости или в структуре таких объектов не только решит транспортный вопрос, но и станет конкурентным преимуществом объекта и «плюсом» в вопросе формирования лояльности потребителей. |
Вместе с тем, согласно Нормативам обеспеченности местами для стоянки автомобилей в различных сегментах недвижимости (ДБН 360-92**), на 100 кв.м торговой площади проектом необходимо предусматривать от 8 до 12 машиномест. «Этот подход неэффективен, а показатель – явно завышен, – считает Каспар Отс, директор по девелопменту Arricano Real Estate. – Кроме того, он не применялся на практике. В связи с тем, что долгое время в Украине данная сфера не регулировалась должным образом, применение нормы оставалось на усмотрение девелопера, по итогу город получил большое количество объектов коммерческой и жилой недвижимости с маленькими паркингами или вовсе без них. В свою очередь ДБН 360-92** создавался с целью каким-то образом компенсировать уже существующие проблемы сферы парковочного пространства города». По мнению эксперта, наиболее оптимальным является парковочный индекс, который сформировался в европейских городах и составляет 3 машиноместа в расчете на 100 кв.м арендуемой площади для городских ТРЦ и 4 – для загородных. «Этот подход сформировался за несколько десятков лет истории развития европейской школы девелопмента и полностью оправдал свою эффективность с точки зрения затрат девелопера на проект, параметров эффективной эксплуатации ТРЦ и комфорта покупателей», – отметил Каспар Отс.
Как сообщили в Arricano Real Estate, при реализации собственных проектов торговой недвижимости компания ориентируется на европейский опыт, а также результаты специальных исследований, которые проводятся с привлечением компаний-консультантов. «Факторы, которые играют роль в вопросе расчета количества машиномест, – месторасположение объекта, наличие общественного транспорта поблизости от ТРК, уровень обеспеченности жителей района автомобилями, – комментирует Каспар Отс. – В наших ТРК этот показатель отличается от объекта к объекту, поскольку вышеперечисленные факторы и локация комплекса диктуют свои требования к паркингу: например, для ТРЦ «РайОN» этот показатель равен 3,9 (в районе Троещина нет метро, и значительный процент жителей имеет автомобили), ТРК на Лукьяновке – 2,5. Более низкий коэффициент машиномест в расчете на 100 кв.м в этом ТРК объясняется наличием станций метро на расстоянии пешеходной доступности».
Парковочный индекс некоторых торгово-развлекательных центров Киева
Название ТРЦ | GLA, кв.м | Количество машиномест | Парковочный индекс |
SKY MALL | 67 000 | 2 500 | 3,7 |
«Караван» | 45 300 | 1 300 | 2,9 |
Ocean Plaza | 72 200 | 1 800 | 2,5 |
Dream Town | 45 000 | 860 | 1,9 |
Некоторые нормативы обеспеченности местами для стоянки автомобилей в различных сегментах недвижимости, согласно ДБН 360-92**
Отдельные здания и сооружения массового посещения | Единица измерения | Количество машиномест |
Министерства, учреждения управления, общественные, научные и проектные организации с большим числом посетителей | В расчете на 1000 работающих | 15-20 |
Министерства, учреждения управления, общественные, научные и проектные организации с незначительным числом посетителей | В расчете на 1000 работающих | 7-10 |
Высшие и средние учебные заведения | В расчете на 100 человек (преподаватели, персонал и учащиеся) | |
Предприятия торговли и общественного питания: | ||
Рестораны и кафе городского значения | В расчете на 100 мест в залах | 10-15 |
Прочие рестораны и кафе | В расчете на 100 мест в залах | 8-12 |
Торговые центры, универмаги, магазины площадью торговых залов более 500 кв.м | В расчете на 100 кв.м торговой площади | 8-12 |
Крытые рынки | В расчете на 50 торговых мест | 20-25 |
Учреждения культуры и искусства: | ||
Театры, цирки, кинотеатры в центральной части города, концертные залы, музеи, выставки (городского значения) | В расчете на 100 мест или единовременных посетителей | 10-15 |
Прочие кинотеатры | В расчете на 100 мест или единовременных посетителей | 5-7 |
Гостиницы: | ||
Высокие категории | В расчете на 100 мест размещения | 10-15 |
Прочие гостиницы | В расчете на 100 мест размещения | 6-8 |
Лечебно-профилактические учреждения: | ||
Больницы, диспансеры, родильные дома | В расчете на 100 коек | 10-15 |
Поликлиники | В расчете на 500 посещений в смену | 10-15 |
Спортивные здания и сооружения городского значения с трибунами вместимостью: стадионы – более 5000 зрителей, залы и бассейны – более 500 зрителей | В расчете на 100 мест | 3-5 |
Вокзалы железнодорожного, речного, морского, автомобильного и воздушного транспорта | В расчете на 100 пассажиров, прибывающих в час пик | 8-15 |
Примечание 2. На открытых стоянках автомобилей около учреждений культурно-бытового обслуживания, предприятий торговли и отдыха, отдельных зданий и сооружений массового посещения следует выделять места для личных автотранспортных средств инвалидов, обозначая их специальной разметкой и специальными знаками. Их вместимость определяется в зависимости от общей вместимости автостоянки и составляет: до 100 автомобилей – 4 места-стоянки для инвалидов, от 100 до 200 – 5-7 мест стоянок, более 200 – по расчету. Для лечебно-профилактических учреждений, посещаемых инвалидами при их амбулаторном лечении, количество машиномест рассчитывается как 10-15% от общей вместимости автостоянки.
Особенности строительства паркингов
Проектирование новых и реконструкция существующих гаражей и стоянок автомобилей (паркингов) на территории Украины регламентируется нормативным документом ДБН В.2.3-15:2007 «Автостоянки и гаражи для легковых автомобилей». Данными нормами определяются требования к объемно-планировочным решениям автостоянок и гаражей, а также к их инженерному обеспечению.Объемно-планировочное решение паркинга, прежде всего, базируется на выполнении основных технологических требований, т.е. должно обеспечивать удобное хранение, безопасный и быстрый въезд-выезд и перемещение внутри паркинга, возможность осуществления технического осмотра, мелкого ремонта и мойки автомобиля. В целом, при разработке объемно-планировочного решения паркинга необходимо учитывать следующие факторы:
- низкая себестоимость машиноместа;
- максимальное использование площади отведенного для строительства участка;
- удобство заездов и выездов паркинга;
- несложная, безопасная и удобная организация движения внутри и снаружи паркинга;
- максимально беспрепятственный проезд;
- минимальные затраты на содержание здания;
- минимальный удельный показатель, характеризуемый соотношением общей площади гаража (стоянки) к его вместимости.
«В первую очередь, стальные конструкции позволяют реализовать длиннопролетную схему, что сразу решает вопросы увеличения количества паркомест, беспрепятственного проезда автомобилей, эффективности использования площадей, удобства хранения и в какой-то степени рациональной схемы движения транспорта. Все это повышает привлекательность проекта для клиента», – считает Артем Билык.
Кроме того, как заявляют эксперты, выбор стали в качестве конструкционного материала обеспечивает более быстрый возврат инвестиций благодаря ряду преимуществ перед другими материалами, используемыми при строительстве паркингов. Так, помимо оптимизации полезной площади и увеличения количества машиномест стальные конструкции создают привлекательную для пользователя конфигурацию паркинга и способствуют общей экономии затрат на строительство. «К сожалению, рост курса иностранных валют ведет к удорожанию всех видов строительных материалов. Так, например, дорожает арматура, которая используется при производстве железобетона, растут цены на энергоносители, доля которых при производстве бетона довольно высока. Также возрастают транспортные расходы, к которым особо чувствителен железобетон. Выбор материала строительства, как правило, осуществляется в каждом конкретном случае с учетом прогноза динамики цен, а также с учетом иных, неценовых факторов, которые могут быть даже более весомы, чем простое сравнение цен», – комментирует Владимир Носов, генеральный директор компании «Укрстальконструкция». По его словам, в металлических паркингах заказчиков привлекает возможность сократить сроки ввода объекта в эксплуатацию. Кроме того, как отметил эксперт, применение стали позволяет избежать мокрых процессов на объекте и как результат – избежать рисков в холодное время года.
Применение стали в паркингах также помогает оптимизировать конструктивные и архитектурные решения таких объектов. В частности, при стальном строительстве снижается вес конструкций и, как следствие, уменьшаются размеры и стоимость фундаментов.
«Соответственно подобранная конструктивная форма паркинга позволяет достичь высокой степени унификации, вплоть до создания модульной системы, а большое количество типовых наработок помогает решить ряд вопросов, например, пропуска инженерных коммуникаций, – отмечает Артем Билык. – Одна из проблем, с которой сталкиваются застройщики паркингов, – внедрение паркинга в плотную городскую застройку. Важную роль в данном вопросе играет возможность создания паркинга при сложной конфигурации земельного участка. Сталь позволяет адаптировать проект к заданным параметрам. При необходимости стальные конструкции можно усилить или расширить, с ними легко работать как в ходе реконструкции, так и в ходе демонтажа».
Татьяна Антонюк, Commercial Property