• ru
  • ru
  • МЕНЮ:

    Рынок БМЗ в условиях кризиса

    09.09.2014

    На строительную отрасль Украины безусловно повлияла политическая ситуация, и рынок БМЗ не стал исключением. Сроки реализации многих проектов были сдвинуты, инвестиционный климат значительно ухудшился. Какие тенденции преобладают в кризисных условиях и чего ждать от будущего – далее в статье.

    На строительную отрасль Украины безусловно повлияла политическая ситуация, и рынок БМЗ не стал исключением. Сроки реализации многих проектов были сдвинуты, инвестиционный климат значительно ухудшился. Какие тенденции преобладают в кризисных условиях и чего ждать от будущего – далее в статье.


    Тенденции
    По словам специалистов, спрос все так же формируется за счет проектов небольшой площади (до 5–10 тыс. кв.м, значительно реже – до 20 тыс. кв.м). В основном это торговые объекты и промышленные здания, преимущественно сельскохозяйственного назначения, связанные с хранением и переработкой сельхозпродукции. Стоит отметить, что сельское хозяйство – практически единственная отрасль, которая сегодня держится на уровне, несмотря на экономический и политический кризис. Это и предопределяет потенциал БМЗ в соответствующем направлении. В частности, Ирина Дидух, начальник отдела маркетинга Светловодского завода быстромонтируемых зданий ОДО «Объединение Днепроэнергостройпром», отмечает, что «на сегодняшний момент на рынке БМЗ наиболее активными сегментами недвижимости являются коммерческий и аграрный. Сельскохозяйственные производители являются одновременно и бизнес-структурами – они не только выращивают продукцию, им нужно ее перерабатывать, производить готовый продукт, что и предопределяет потребность в новом строительстве». Среди специалистов можно встретить и другое мнение, например, Александр Мартынюк,
    директор «ПЕМ Украина» (Zeman group), комментирует: «Объекты аграрного сектора главным образом достаточно мелкие и их всегда было много. То, что их доля увеличилась в общем объеме свидетельствует лишь о том, что остальные доли практически сошли на нет. Я бы не сказал, что в аграрном секторе на сегодня есть какое-то развитие. Возможно, ситуация немного лучше, чем в других сегментах, однако наблюдается проблема с финансированием, а имеющиеся проекты довольно рискованны».

    Также немало реализуется проектов по расширению уже существующего производства, причем главным образом объекты строятся за счет собственных средств, без подключения кредитных ресурсов. Невысокая активность наблюдается со стороны заказчиков логистических комплексов, складских зданий для собственных нужд, развивается и сегмент по переработке и хранению зерновых культур, но в таком случае БМЗ используются для строительства вспомогательных зданий, следовательно, объемы заказов незначительные.

    В контексте удорожания энергоресурсов новое звучание приобретают и вопросы технических характеристик возводимых зданий. В частности, Константин Иванов, директор компании «ЛЛЕНТАБ Украина», отмечает: «Сейчас чрезвычайно важен вопрос стоимости энергоносителей, ввиду этого эксплуатационные характеристики здания играют огромную роль. Например, это касается стоимости отопления всего здания или охлаждения, если речь идет о холодильном складе, овощехранилище и подобных объектах. Если клиент оценивает проект в контексте многолетней эксплуатации здания, то он может выиграть за счет того, что изначально сделал инвестицию в более современную технологию, в более качественную систему утепления».

    Что касается лидеров отрасли, то специалисты отмечают, что кризис всегда вносит коррективы в структуру рынка. Некоторые компании, не выдержав конкуренции и неблагоприятных условий, сошли с дистанции, некоторым же пришлось значительно сократить штат. Сохранить позиции удалось тем игрокам, которые были на рынке длительное время, изготавливали качественный продукт и имеют хорошую репутацию у заказчиков. Намного лучше дела обстоят и у тех, кто научился производить продукцию на экспорт, а особенно работать с Европой. Те же предприятия, которые не специализировались именно на БМЗ и для которых последние были чем-то новым, позиции потеряли.

    Андрей Озейчук,
    руководитель Комитета по кровельным и фасадным конструкциям УЦСС, бизнес-директор «Ruukki Украина»


    Согласно результатам первой половины 2014 года отмечается уменьшение объемов строительства в натуральной величине на 20 % (по сравнению с 2013 годом). Больше строится небольших (до 5 тыс. кв.м) объектов. В связи с девальвацией гривны и сокращением иностранных инвестиций снизился удельный вес импортной составляющей при строительстве БМЗ.

    Что касается структуры украинского рынка БМЗ, то в последнее время заказчики все чаще выбирают стальной каркас. Если раньше соотношение стального каркаса к железобетонному составляло 20 к 80 %, то сегодня инвесторы строительства более склонны к выбору стальных конструкций, т. к. для строительства небольших объектов преимущества стального каркаса более значимы.

    Лидеров этого сегмента выделить сложно. Гласная тому причина – сложность существующей рыночной ситуации. Если же говорить об основных заказчиках, то ими сегодня является средний бизнес, преимущественно ориентированный на экспорт. Большинство объектов, строящихся по технологии БМЗ – это объекты с/х и производственного назначения. Что касается регионального распределения, то строительство БМЗ преобладает в центральных и западных областях Украины.

    Ключевой проблемой украинских операторов рынка БМЗ является низкая загрузка производственных мощностей по причине высокой конкуренции и слабого спроса. Системные игроки рынка, которые выпускают качественный продукт, все чаще сталкиваются с демпингом со стороны «гаражных» производителей, предлагающих более низкую стоимость конструкций БМЗ за счет использования сырья низкого качества и отсутствия необходимых производственных процессов.

    Поскольку сегодня заказчики БМЗ часто строят здание с привязкой к назначению будущего объекта, поэтому все более популярной становится технология строительства с использованием металлоконструкций, которые позволяют создавать индивидуальные здания, соответствующие всем пожеланиям заказчика.

    Для привлечения заказчика операторы украинского рынка БМЗ порой идут на жертвы. К сожалению, нередко в ущерб срокам и качеству строительства ключевым приоритетом становится цена БМЗ.

    Стоимость БМЗ очень сильно зависит от цен на материалы (сталь, цемент) и в меньшей степени от стоимости выполнения работ. На фоне резкой девальвации национальной валюты в 2014 году стоимость БМЗ в гривнах выросла ориентировочно на 30–35%. При этом цены на монтаж остались на уровне 2013 года.

    По нашим оценкам, в текущем году объем рынка БМЗ в натуральных единицах уменьшится на 20–30% в целом (более значительно в восточных регионах Украины). С начала 2015 года, в случае стабилизации экономической ситуации в Украине, мы ожидаем умеренный рост рынка БМЗ на уровне 10% в год.

    Если же говорить о собирательном образе заказчика, то одним из главным требований последнего являются стоимость возведения и скорость установки.

    Вопросы цены иногда настолько превалируют, что заказчик готов частично пренебречь качеством. В то же время, как отмечает директор компании «Ллентаб», заказчики стали значительно образованней, осведомленней в возможностях технологий. В данный момент они могут наглядно увидеть, что происходит со зданием в процессе эксплуатации и каково его состояние с течением времени. Конечно, ввиду того, что в Украине ограничено финансирование и кредитование, на цену обращают большое внимание. В то же время нельзя не отметить, что заказчик сегодня выбирает тщательно, он стал избирателен, обращает внимание на качество продукции, профессионализм компании, ее опыт, ведь инвестируя большие суммы, нужно быть уверенным в результате – в том, что партнер выполнит обещания и доведет проект до конца.

    Виталий Тимощенко, директор ООО «Блок Мастер Украина»

    Нынешний год отмечен существенным сокращением количества и объемов строительства новых объектов. Наблюдается мало импорта, преимущественно рынок БМЗ Украины занимают отечественные производители.

    Основная проблема, с которой сталкиваются операторы отечественного рынка БМЗ, это невозможность обеспечить стабильную загрузку производства, к которой приводят зависимость от валютного курса, рост цен на металл и существенное сокращение объемов строительства новых объектов недвижимости. Для привлечения заказчика необходимо повышать конкурентоспособность реализуемой продукции и минимизировать расходы. На сегодняшний день технология в первую очередь востребована для строительства зданий ТРЦ, складов и объектов промышленности (преимущественно в Киеве и в центральной Украине).Что же касается стоимости проектов строительства БМЗ, то она зависит от поведения валютного курса и от цен на металл.

    О дальнейшем росте объемов строительства в общем и рынка БМЗ в частности можно будет говорить, когда в Украине закончатся военные действия, а правительство и инвесторы возьмутся за восстановление разрушенных регионов.
    Секреты ценообразования
    Поскольку вопрос цен всегда особо интересует заказчика, прокомментируем его детальнее. Цену на БМЗ определяют немало факторов. В первую очередь это архитектурные особенности будущего здания, его назначение.



    Последнее задает требования по нагрузкам, оснащению и пр. Особо важно учесть такие факторы, как расчетные показатели теплоизоляции стен и кровли, а также объем работ по созданию инженерных коммуникаций. Влияют на стоимость и имиджевые параметры объекта. Если же говорить в общем, беря за основы мировой опыт, то стоимость БМЗ включает:

    • стоимость каркаса;
    • затраты на ограждающие конструкции – стены, крыши, окна и пр.;
    • расходы на фундаментные работы;
    • сантехнические, электрические и другие инженерные сети (одним словом – оснащение инженерно-техническим оборудованием);
    • застраты на оснащение объекта необходимым технологическим оборудованием.

    Также в смете стоит предусмотреть и неучтенные затраты, которые могут потянуть до 5%, немаловажна и стоимость других работ (занимают до 15–20% от полной стоимости быстромонтируемого здания). На окончательную цену влияют и условия проектирования: около 5% от общих капитальных затрат на строительство при разработке типового проекта и около 10% при работе над оригинальной архитектурной идеей. Кроме всего прочего подчеркнем, что ценовая динамика на рынке БМЗ напрямую зависит именно от стоимости сырья, в частности металла. Цена же на последний определяется конъюнктурой мирового рынка. Теперешнюю ситуацию комментирует специалист – Ирина Дидух: «Относительно цен – цены на металл и цемент возросли. Ввиду этого компаниям приходится минимизировать собственную стоимость с учетом уже сложившихся цен на сырье с той целью, чтобы их продукция была конкурентной».

    Чего ждать в будущем
    Специалисты едины в том, что сегодня политическая ситуация – это трагедия не только для строительной отрасли, но и для страны в целом.

    Александр Мартынюк,
    директор ПЕМ Украина, Zeman Group


    Тот факт, что ситуация на отечественном строительном рынке далеко не самая благоприятная, сомнений не вызывает. Заказов в Украине нет, большинство заводов просто стоит – из полсотни работает всего шесть-семь. Если говорить о тех, которые продолжают функционировать, то в основном их продукция идет на экспорт. Вообще, кто научился торговать на экспорт, те более или менее не сдают позиций. Что касается географии экспортного направления, то это СНГ, Казахстан, Азербайджан, Россия, Беларусь, страны Прибалтики и, в принципе, Европа. Только на Европу работать сложно, несмотря даже на то, что различные пошлинные ограничения снимаются и упрощаются. Дело в том, что никто не отменял нормы и правила, а также требования к методу расчетов, к которым мы не привыкли. Не отменяли и сертификацию, которой у нас чаще всего нет. Для того, чтобы работать с Европой, нужно научится пользоваться Еврокодами, которые, к слову говоря, с 1 июля вступили в силу и в Украине. Актуальной проблемой является и обучение специалистов – и в контексте проектирования, и с точки зрения производства, контроля качества, поставки документов, сертификатов и пр. Если подытожить, то нам еще не хватает знаний, чтобы полноценно работать с Западом. Несмотря на то, что по качеству и количеству, ассортименту и ценам мы можем делать поставки, большинство заводов не знает, как это делать.

    Что касается такого направления, как Россия и СНГ, то здесь все значительно проще – практически одинаковая нормативная база, давно сложившиеся коммерческие взаимоотношения. Только в связи с политическим вопросом это направление немного вызывает опасения. Политические риски в данном случае также присутствуют.

    Что касается прогнозов, то наиболее емко резюмировал Александр Мартынюк: «Вот что-что, а прогнозы у нас самые радужные, потому что так глубоко, как сейчас, мы еще ни разу не падали, поэтому хуже уже не будет. Хотя этот слоган на протяжении всего кризиса, уже около 6 лет, звучит почти ежедневно, и оказывается, что «еще хуже» вполне может быть. Я думаю, что многие замороженные проекты, которые были на этот год запланированы, все равно начнут строиться с 2015 года. Нынешний строительный сезон мы, по сути, пропустили ввиду политической ситуации, а со следующего года, с февраля-марта, работы возобновятся. Даже если ситуация стабилизируется до 2015 года, то все равно новые проекты на зиму никто закладывать не будет. Этот год закончим «в минусах», но впереди нас ждут великие дела!».

    Анна Липятских, «КАПстроительство»

    ПОДПИШИСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСКАТЬ ВАЖНЫЕ НОВОСТИ