Эффективные стальные решения для строительства паркинга в мегаполисе
Отсутствие достаточного количества парковочных мест в центральных районах большинства украинских городов – проблема, усугубляющаяся с каждым годом. Если в европейских столицах количество паркомест в среднем составляет 16-17% от количества жителей, то для Киева этот показатель в 20 раз меньше*.
Европейский опыт показывает, что лучшим способом решения вопроса автомобильной загруженности городских улиц является развитие инфраструктуры многоуровневых паркингов, что позволяет городу в короткие сроки увеличить количество паркомест, а девелоперам – выгодно инвестировать в перспективное направление коммерческой недвижимости.
Паркинги в условиях мегаполиса
Европейский опыт показывает, что лучшим способом решения вопроса автомобильной загруженности городских улиц является развитие инфраструктуры многоуровневых паркингов, что позволяет городу в короткие сроки увеличить количество паркомест, а девелоперам – выгодно инвестировать в перспективное направление коммерческой недвижимости.
Использование в строительстве паркингов стальных каркасов позволяет инвестору
получить до 10% добавочных паркомест* благодаря увеличенным пролетам и компактным сечениям колонн, а также сократить до 45% сроки возведения и увеличить чистую приведенную стоимость (NPV) от эксплуатации объекта, благодаря
малоэлементности, легкости и высокой заводской готовности конструкций.
* В сравнении с традиционными железобетонными каркасами паркингов.
Виды многоуровневых паркингов
Организация наземных одноуровневых стоянок требует значительного землеотвода, а также ухудшает градопланировочную среду. Подземные многоуровневые паркинги имеют ограниченную применимость, так как сопровождаются сложными и трудоемкими работами нулевого цикла, влияют на соседнюю застройку и могут повлечь перенос существующих городских инженерных сетей.
Наиболее оптимальным вариантом расширения парковочной инфраструктуры современных городов является строительство наземных многоуровневых парковок.
Многоуровневые наземные паркинги
Являются самыми распространенными в Западной Европе как наиболее оптимальное решение увеличения количества паркомест в стесненных городских условиях. В зависимости от потребностей бизнеса и возможностей строительной площадки многоуровневые паркинги могут быть пристроенными к определенному зданию, встроенными или отдельно стоящими.
Автоматические паркинги
Являются одним из перспективных видов, обладая такими преимуществами как
экономия времени на въезд-выезд-поиск места и безопасное хранение автомобиля.
В данном типе паркинга отсутствуют рампы и автомобильные проезды, что
позволяет получить на 35-50% больше паркомест по сравнению с другими
технологиями строительства. Однако сложность доступа владельца к стоящему
на автоматическом паркинге автомобилю ограничивает применение такого вида
сооружений в формате торговых зданий, развлекательных и офисных центрах,
а также других местах, где требуется доступ к автомобилю без отъезда с места
парковки.
Механизированные паркинги (полуавтоматические)
Являются упрощенным вариантом автоматического паркинга,
представляющим собой временное быстровозводимое сооружение, часто для
уплотнения наземных стоянок. Автоматические и механизированные
паркинги могут быть отдельно стоящими, пристроенными к существующим
зданиям, встроенными в них, а также иметь подземное размещение.
Преимущества стальных паркингов
Строительство многоуровневых паркингов из металлоконструкций по сравнению с железобетонными позволяет девелоперу получить ряд неоспоримых преимуществ, таких как сокращение сроков и стоимости строительства, увеличение количества машиномест на единицу площади здания, адаптивность при последующих реконструкциях и надстройках, возможность максимальной интеграции в существующую архитектурную среду и т.д.
Более детально рассмотреть сравнение применения стали и монолитного железобетона в строительстве паркингов можно на примере двух конструктивных схем условного проекта открытого трехуровневого паркинга.
Высокая скорость строительства
Строительство многоуровневых паркингов с применением металлоконструкций вместо железобетонных решений позволяет сократить сроки строительства до 45%. Это обусловлено высокой заводской готовностью и унификацией металлических конструкций, а также простотой их монтажа в стесненных условиях плотной городской застройки. Большие пролеты, малый вес и количество элементов каркаса повышают технологичность его монтажа и уменьшают размеры фундаментов, что в свою очередь приводит к увеличению скорости строительства. Сокращение сроков строительства позволяет уменьшить издержки на содержание участка, а также увеличить чистую приведенную стоимость (NPV) от более раннего ввода объекта в эксплуатацию.
До 10% больше паркомест
Отсутствие потребности в дополнительных колоннах при пролетах 15-18 м, а также
небольшие габариты колонн по сравнению с железобетонными пилонами позволяют
разместить до 10% больше парковочных мест и организовать более удобную схему
передвижения автотранспорта.
Экономия затрат на строительство
Вес стального здания на 40-60% ниже, чем здания из бетона, что обеспечивает
экономию затрат на фундаментах многоуровневых паркингов в объеме до 15-20% сметы всего проекта.
Простота расширения и реконструкции
Каркасы с применением стальных конструкций имеют высокую степень ремонтопригодности и адаптивности при переоснащении, над стройках и реконструкциях, а также при изменении функционального назначения.
Шарнирные узлы балка-колонна позволяют полностью унифицировать решения перекрытий в пределах ячейки и использовать их повторно, обеспечивая мобильность и экологичность строительного процесса.
Легкость выполнения монтажных работ в стесненных условиях
Благодаря унификации проектных решений, большой заводской готовности и отсутствию «мокрых» процессов в условиях плотной городской застройки металлоконструкции позволяют реализовать проект в минимальные
сроки, без угрозы для функционирования соседних зданий, а также движения
транспорта.
Создание знаковых архитектурных объектов
Современные технологии проектирования и изготовления стальных каркасов и
ограждающих материалов предоставляют широкие возможности для создания неповторимой архитектуры многоуровневых паркингов, а также их интеграции в существующую архитектурную среду города. Широкая палитра покрытий, атмосферостойкие стали, декоративные и ограждающие металлические
панели, жалюзи и др. позволяют достичь необходимой выразительности внешнего вида зданий паркингов.
Особенности проектирования паркингов
Требования к паркингам, возведенным на территории Украины, регламентируются национальным нормативным документом ДБН В.2.3-15:2007 «Автостоянки и гаражи для легковых автомобилей», в соответствии с которым минимальные размеры мест хранения автомобилей в паркингах следует принимать 5,0 м – длина и 2,5 м – ширина.
Следует обратить внимание, что ДБН В.2.3-15:2007 рассматривает ограниченное количество моделей автомобилей, в основном производства стран СНГ и рекомендует для других марок учитывать их конкретные паспортные габариты. Поэтому
при проектировании паркинга важно учитывать реальные размеры автомобилей,
которые будут храниться на будущей автостоянке.
С 1 июля 2014 года на территории Украины вступили в силу гармонизированные европейские нормы в сфере проектирования строительных конструкций (Еврокоды), дающие более точное описание нагрузок на паркинги.
В соответствии с Еврокодом 1 Часть 1-1 (ДСТУ-Н Б EN1991-1-1) для парковочных
зон, в которых общий вес транспортного средства не превышает 30кН (≈ 3 т), характеристическое значение полезной равномерно распределенной нагрузки
равно 2,5 кПа, а локально применяемой для местных проверок – 7 кН.
Пути оптимизации строительства многоуровневого паркинга
Применение типовых конструктивных решений стального каркаса позволяет эффективно решить вопрос пропускания инженерных коммуникаций в одном уровне с несущими конструкциями перекрытий, а также уменьшить их строительную высоту, тем самым уменьшить общую высоту объекта. Это в свою очередь дает возможность уменьшить высоту и стоимость фасадов или получить большую этажность при одинаковой высоте здания. Наиболее технологичными являются решения многоуровневых паркингов с полуэтажами, когда два смежных пролета смещены на половину высоты между этажами. Это позволяет улучшить проветривание здания, увеличивает жесткость конструкции и количество паркомест.
В паркингах рациональным вариантом считается связевая схема с шарнирным опиранием композитных (сталежелезобетонных) балок настила, с плитами по профнастилу. Рамные каркасы в основном применяются в тех случаях, когда необходимо максимально уменьшить высоту балок перекрытий или деформативность схемы. Также применяют схемы, в которых композитными являются не только балки, а и плиты, но для этого необходимо использование настилов с рифами (выштамповками). Выбор шарнирного опирания балок обусловлен уменьшением сечения колонн и возможностью создания типовых проектных решений балочных клеток перекрытий и покрытий при той же или более низкой металлоемкости.
Следующим направлением улучшения конструктивных решений является
оптимальный подбор типов и размеров сечений балок.
Для заданной сетки колонн с основными балками пролетом 18 м оптимальная
высота сечения балок находится в пределах 900-1100 мм (1/16-1/20 пролета), но с учетом композитной работы их высота, как правило, не превышает 800 мм (1/22 пролета).
Особенности антикоррозионной защиты и противопожарных мероприятий
ДБН В.2.3-15:2007 определяет, что вентиляция паркинга должна быть организована таким образом, чтобы концентрация загрязняющих веществ в воздухе не превышала предельно допустимых концентраций по ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-
гигиенические требования к воздуху "рабочей зоны". Предельно допустимые концентрации, указанные в этом документе, позволяют отнести среду в паркингах к категории «В» агрессивных газов по ДСТУ Б В.2.6-193:2013 «Защита металлических конструкций от коррозии. Требования к проектированию». С учетом нормального влажностного режима степень агрессивного воздействия среды по ДСТУ Б В.2.6-193:2013:
• В закрытых отапливаемых паркингах – слабоагрессивная.
• В неотапливаемых и открытых паркингах – среднеагрессивная.
Косвенные требования к огнезащите стальных конструкций в паркингах различных типов определены в ДБН В.2.3-15:2007, по которому степень огнестойкости наземных закрытых паркингов, а также допустимое количество этажей и их площадь в переделах противопожарного отсека следует принимать согласно таблице по степеням огнестойкости, этажности и размерам пожарного отсека наземных паркингов закрытого типа. Конструкции лестничных клеток в паркингах открытого типа, независимо от их степени огнестойкости, должны иметь класс огнестойкости и предел распространения огня, соответствующие лестничным клеткам зданий II степени огнестойкости. Подбор такого объемно-планировочного решения, которое позволяет присвоить зданию степень огнестойкости IIIа, помогает исключить огнезащиту большинства металлоконструкций каркаса, кроме лестничных площадок. В случае композитных перекрытий это дополнительно позволяет учитывать профнастил (с рифами) в качестве армирования плиты. Считать профнастил армированием плиты при присвоении других степеней огнестойкости допускается только, если обеспечивается достаточная его огнезащита. Требуемые пределы огнестойкости конкретных конструктивных элементов в зависимости от степени огнестойкости зданий определены в Таблице 4, ДБН В.1.1-7-2002 «Защита от пожара. Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Проектирование многоуровневых паркингов с применением Еврокодов позволяет добиться снижения стоимости огнезащиты металлоконструкций на 20-30% по сравнению с проектированием по отечественным нормам за счет дифференцированного подхода к определению критических температур стальных конструкций.
ЗАГРУЗИТЬ ПУБЛИКАЦИЮ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ